Сотворчество на уроке: как оно возможно

Для меня, как для молодого специалиста и начинающего педагога, союз учителя и ученика стал своего рода девизом в работе.
Сотворчество

Для меня, как для молодого специалиста и начинающего педагога, союз учителя и ученика стал своего рода девизом в работе. Он может быть как с целым классом, так и с каждым учащимся лично. И, конечно, деятельность педагога всегда основана на творчестве. Ведь каждый день учитель со своими учениками в стенах класса создают что-то новое, опираясь на полученные знания, размышляя, фантазируя.

Сотворчество
Сотворчество

Учителя накапливая опыт, создают все разные и разные формы проведения уроков. Они зависят от характера изучаемой темы, от типа урока, от класса, и даже от настроения учителя. На каждом занятии ставятся свои маленькие творческие цели, которые приводят к большим победам. В процессе достижения их коллектив класса может спорить, доказывать, размышлять и каждый делает это по-своему.

Американский художник–мультипликатор Уолт Дисней разбил творческий процесс на три ступени: «мечтатель», «реалист», «критик». При постановки цели мы являемся своего рода мечтателями, то есть мы задумываем то, чего хотим достичь в конце урока (или нескольких уроков). Далее идет новая ступень — «реалист»: процесс, при котором мы находим способы достижения поставленных целей, именно на этом этапе в полную силу начинает работать наше мышление и фантазия. А на завершающей ступени, оцениваем свой труд: что смогли сделать, достигли ли всех поставленных целей, могли ли поступить иначе, то есть разбираем процесс и итог проведенной работы.

Большой платформой для творчества являются нестандартные уроки, особенно часто их проводят в начальной школе. Ведь именно интересный, отличающийся от других, урок дает возможность для творчества. Одним из них является урок -«Творческая мастерская». Главное в «мастерских» не сообщать информацию, а обучать способам работы при ее поиске.
Основная целевая ориентация заключается в том, чтобы предоставить обучающимся средства, позволяющие им лично — саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей.

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся.

Исходные научные идеи:

  1. Необходимость интериоризации знания через личный опыт ученика, заключающийся в самостоятельном «открытии этого знания через исследование его генезиса и структуры». (Д.Г.Левитес).
  2. Для методов, используемых в «мастерских», характерны а) отношение учителя к ученику, как к себе равному; б) не простое сообщение знаний, как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и т.п. и самостоятельного решения творческих задач; в) уважительное отношение к мнению, варианту другого, даже если оно ошибочно.
  3. Мастерская включает в себя ряд заданий для учащихся, которые задают определенное движение в предметном плане. Внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов решения.
  4. Основу работы на таком уроке составляют алгоритмы для типичных надпредметных задач.
  5. Миссия учителя-мастера заключается в том, чтобы разблокировать способности ребенка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала. Позиция учителя-мастера состоит в консультировании учащихся, помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.

Д.Г.Левитес указывает следующие принципы построения «мастерских»: мастер создает атмосферу сотворчества в общении, включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы; работает вместе со всеми (мастер равен ученику в поиске истины; необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у школьников; исключает официальное оценивание работы ученика, но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.

Главную роль в структуре урока-мастерской играет индукция – это создание эмоционального настроя, мотивирование творческой деятельности каждого, формирование личностного отношения к предмету, обсуждение. Индуктор – образ, фраза, текст, предмет, звук, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, ощущений, воспоминаний. Предлагается неожиданное, в чем-то загадочное и обязательное задание. Также «мастерская» на любом своем этапе может в свою структуру включать рефлексию.

    Правила для учителя на таких уроках:

  • не торопиться, каждому нужно определенное время
  • не хвалить, не порицать. Положительная оценка закрывает путь к творчеству
  • не предварять мысль учеников своей. Запрет на слово «например»
  • предоставить возможность каждому выразить свое мнение доступным для него способом
  • Создавать условия для того, чтобы каждый был успешен
  • Правило доверия

Новый тип педагога: не авторитарный наставник, а тот, кто следует за ребенком на правах талантливого скульптора.

Урок-мастерская – активное проживание событий или знания.
Конечно, у такого типа урока, как и у других, есть и свои минусы: небольшой объем изученного, недостаточный контроль со стороны учителя. Но такой урок необходим для ребят, особенно в начальной и средней школе, а каждый учитель всегда вносит свои изменения, свои корректировки в структуру урока, опираясь на характеристику класса и свой личный опыт.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: